Реставрация немецкой «Осы»
В реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот» начались работы по восстановлению уникального экспоната. Немецкая самоходная установка «Wespe» (Оса) со 105-мм орудием - единственная машина сохранившаяся в России и одна из пяти сохранившихся в мире.
Редчайший экспонат. Самоходная артиллерийская установка, которая попала в коллекцию Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, с серийным номером 31081 была выпущена в апреле 1943 года, после чего поступила в немецкую дивизию СС «Das Reich», о чем говорит обозначение на правом подкрылке машины. Имела имя собственное «Prag» («Прага»). Данный экспонат участвовал в сражении на Курской дуге. В июле 1943 года дивизия СС «Das Reich» участвовала в операции «Цитадель» и наступала в направлении Курска на южном фасе Курской дуги. Также участвовала в танковом сражении под Прохоровкой.
В августе - декабре 1943 года дивизия вела тяжелые оборонительные бои на территории Украины. САУ «Wespe», с серийным номером 31081, была захвачена Красной Армией в конце 1943 года, после чего отправлена в научно-исследовательский институт полигона Кубинка.
Немецкая самоходка прошла положенные для всех захваченных машин испытания. «Оса» стала объектом исследований после чего были написаны так называемые «памятки» для советских солдат - «Как противостоять немецкой самоходной установке САУ-105». Кстати, такие инструкции писали по всем машинам, которые во время войны были захвачены у противника и прошли соответствующие испытания.
К сожалению, до наших дней не сохранился в архиве отчет об испытаниях САУ «Wespe» со 105-мм орудием, но после них машину отправили на базу хранения института в Кубике. Так в дальнейшем самоходка стала экспонатом Центрального музея бронетанкового вооружения и техники.
Машина стояла на открытой площадке и на нее большое влияние оказали погодные условия и внешние факторы. В октябре 2018 года было принято решение о реставрации экспоната.
По словам мастеров, им придется проделать большую и сложную работу. Реставрация по типу полная, то есть когда машину разбирают полностью. Экспонат пройдет дефектовку, чистку, восстановление корпуса как внутри, так и снаружи. Машине восстановят дульный тормоз и гусеницы. А также установят новые катки. После полного разбора и восстановления двигателя, реставраторы надеются поставить редчайший экспонат на ход. Для этого им потребуется много сил и времени. По предварительным прогнозам в музейной экспозиции парка «Патриот» посетители увидят «Осу» в январе 2019 года.