Мощь и маскировка: истребитель танков Jagdpanzer IV/70
Мастера реставрационного отдела парка «Патриот» завершили работу по восстановлению уникального экспоната Jagdpanzer IV/70. Всего до наших дней сохранилось пять машин.
Ее реставрацию начали в мае текущего года и всего за несколько месяцев превратили ее в готовый к выставке экспонат, однако ставить ее «на ход» не будут.
О том, в каком состоянии находится машина, чем она отличалась от предыдущих модификаций и почему с ней было так тяжело бороться советским маневренным танкам, нам рассказал начальник реставрационного отдела парка «Патриот» Владимир Филиппов.
Задача реставратора – сохранить историю страны, культурную и историческую ценность поступивших к нам образцов военной техники. Прежде всего посетители музея должны видеть, как выглядел танк ни в момент выхода с заводского конвейра, а после участия в боевых действиях.
Какая боевая машина стала «праотцом» Jagdpanzer IV/70 и когда начали его разработку?
Его модернизацию начали весной 1944. Основные элементы для создания новой машины взяты у PZ-IV: ходовая часть и компоновка трансмиссии, а корпус заметно обновили, взяв за основу Jagdpanzer.
Зачем PZ-IV сделали тяжелее на две тонны, и какие элементы танка подверглись изменениям?
Действительно, общий вес истребителя возрос. Это произошло из-за утяжеления передней части машины, поэтому конструкторы поставили два передних катка с металлическим бандажом.
Удалось ли узнать боевую историю танка?
В ходе реставрационных работ уникального заводского номера корпуса мастера не обнаружили. Предположительно, данный JgdPz IV/70 был выпущен в ноябре 1944 года. Именно в этом месяце план по производству PZ был перевыполнен. Последним месяцем выпуска Jagdpanzer IV/70 стал март 1945 года, в середине марта город Плауэн, в котором находился завод VOMAG, подвергался серьезным бомбардировкам.
Какая была последовательность реставрационных работ по восстановлению машины?
Прежде всего, мы полностью разобрали танк, вычистили от коррозии двигатель, законсервировали его и поставили на штатное место. После этого произвели обслуживание ходовой части и элементов подвески, очистили корпус от коррозии и остатков старой краски, загрунтовали, покрасили и нанесли исторические опознавательные знаки.
Можно ли сказать, что вся советская бронированная техника, за исключением танка ИС-2, представляла для JagdPz IV не более чем «картонную коробку»?
Это слишком громкое заявление. Достаточно хорошая проходимость, низкий профиль и маскировочная окраска – давали преимущества. Jagdpanzer IV/70 поражал наши боевые машины с 1000-1200 метров, тогда как советский легендарный танк Т-34 мог поразить «немца» не менее чем с полукилометра. Кроме этого, в отличие от многих других артиллерийских самоходных установок, стрельба из истребителя танков производилась прямой наводкой по бронированной технике. Пушка, усовершенствованного варианта, была защищена литой маской, получившей название «свиная голова».
В чем было преимущество наших боевых машин?
Наша техника выигрывала маневренностью и подвижностью. «Помогала» нам и слабая броня бортов Jagdpanzer IV/70. Атака с фланга была для него – смертельной. А заранее обнаружить опасность сбоку было достаточно трудно, командир машины был лишен командирской башенки с круговым обзором.
Реставрация истребителя Jagdpanzer IV/70 завершена. Совсем скоро все гости парка «Патриот» познакомятся с уникальным образцом самоходно-артиллерийской установки. Следите за обновлениями на официальном сайте Парка и первыми узнайте, где можно будет увидеть Jagdpanzer IV/70.
Справочно:
Масса: до 25,8 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,50 м., ширина 3,17 м., высота 1,85 м.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: от 10 до 80 мм.
Вооружение: 75-мм пушка StuK 42 L/70, 7,92-мм пулемет MG-32
Боекомплект: 55 снаряда, 1200 патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения
«Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, бездорожье – 18 км/ч
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной местности – 130 км.