ИС-7 - лучший тяжелый танк в истории!
В феврале 1945 года КБ завода №100, филиал которого находился к тому моменту в Ленинграде, начало работу над проектом тяжелого танка. Данная машина являлась развитием ИС-6. К июню был подготовлен эскизный проект танка, получившего обозначение Объект 257 и индекс ИС-7. Машина оснащалась 122-мм пушкой БЛ-13 с начальной скоростью снаряда 1000 м/с, а уровень защиты лобовой части корпуса позволял противостоять попаданиям снарядов этого же орудия в упор. Боевая масса Объекта 257 должна была составлять 55 тонн, а максимальная скорость 50 км/ч.
Между тем, в июне 1945 года под Берлином был обнаружен подорванный немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus. Немецкая новинка всерьез повлияла на дальнейшее развитие тяжелых советских танков. 11 июня 1945 года был разработан проект тактико-технических требований на тяжёлый танк. Согласно ему, боевая масса утверждалась в 60 тонн, экипаж увеличился до 5 человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от 128-мм немецкой пушки. В качестве вооружения утверждалась либо 122-мм пушка с начальной скоростью 1000 м/с, либо 130-мм орудие с баллистикой корабельной системы Б-13. Исходя из этих требований, в Ленинграде начали работу над дальнейшим развитием Объекта 257. В сентябре-октябре 1945 года было подготовлено 4 варианта танка – Объекты 258, 259, 260 и 261. Они отличались друг от друга силовыми установками и типами трансмиссии (механической, либо электрической). Выбор пал на Объект 260, оснащенный механической трансмиссией и спаркой двигателей В-16, а также 130-мм пушкой С-26 конструкции ЦАКБ.
Эскизный проект Объекта 260 лег в основу первого варианта ИС-7, построенного в металле. В сентябре-декабре 1946 года было построено два опытных танка, по итогам их испытаний в конструкцию машины внесли ряд изменений. Так на свет появился новый вариант ИС-7, утвержденный к постройке 9 апреля 1947 года. Несмотря на то, что он также именовался Объект 260 и ИС-7, во многом он был другой машиной. Вместо орудия С-26 устанавливалась доработанная пушка С-70 того же калибра. Очень сильно отличалась конструкция корпуса и в особенности башни. В качестве силовой установки стал использоваться 1200-сильный дизельный двигатель М-50Т мощностью 1200 лошадиных сил.
Первый опытный образец ИС-7 выпуска 1947 года вышел на заводские испытания 27 августа того же года. Танк прошел 2094 километра, после чего отправился на министерские испытания. Машина имела боевую массу 65 тонн, при этом развивая максимальную скорость 60 км/ч. По подвижности ИС-7 превосходил не только тяжелые, но и средние танки того периода. При этом машина отличалась легкостью управления. Толщина брони в лобовой части обеспечивала надежную защиту не только от 128-мм пушки «Мауса», но и от собственного орудия. При этом броня сверхтяжелого немецкого танка легко поражалась орудием С-70. Для облегчения заряжания орудие оснащалось специальным механизмом, благодаря чему скорострельность составляла 6-8 выстрелов в минуту. Это был настоящий танк-революция, ничего подобного в мире тогда не существовало.
По итогам испытаний комиссия дала заключение, что машина соответствует заданным характеристикам. Пока шли испытания, было построено еще 4 образца, которые немного отличались друг от друга, поскольку шли постоянные доработки. Осенью 1948 года опытный образец №3 поступил на НИТ Полигон. Шла речь о выпуске первой опытной партии из 15 танков, далее заказ расширили до 50 машин. Этим планам было не суждено сбыться. 18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. Это поставило крест как на ИС-7, так и на ИС-4. Машина была слишком тяжелой, что заметно усложняло ее транспортировку и эвакуацию. 65-тонный танк мог выдержать не каждый мост, а количество железнодорожных платформ необходимой грузоподъемности оказалось ограничено. Вместе с тем, разработка ИС-7 не прошла даром: многие наработки использовали на тяжелом танке Объект 730, принятом на вооружение как Т-10.
Ныне третий опытный образец ИС-7 можно увидеть в парке «Патриот». Без преувеличения, эта машина стала лучшим тяжелым танком в истории. ИС-7 является настоящим памятником технической мысли, в нем собрали лучшее, что было на тот момент. Даже на фоне современных основных танков детище советских танкостроителей не затеряется ни по вооружению, ни даже по подвижности.
* Материал и архивные фотографии представил историк бронетанковой техники Юрий Пашолок.