День рождения создателя легенды танкостроения
3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской области родился конструктор танков, создатель танка Т-34, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии - Михаил Ильич Кошкин.
В Красной Армии с 1918 г., участник Гражданской войны. С 1934 г. – конструктор на Ленинградском заводе имени С.М. Кирова. С 1937 г. – главный конструктор танкового КБ на Харьковском заводе имени Коминтерна. Перед конструкторским бюро ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного проекта, но работы уже начались, однако на свой страх он создает параллельную конструкторскую группу, которая работает над разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).
Кошкин ставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, подготовка экипажа прохладила в кратчайшие сроки.
На главном военном совете РККА Заместитель Наркома обороны Маршал Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но тот этот запрет не только проигнорировал, но и пронес макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Заместитель Наркома обороны резко прервал выступление и решено было делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин и Кошкину была предоставлена свобода действий, с условием, что окончательное решение будет принято позже.
Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. Вердикт выносится положительным по обеим моделям, но на испытаниях А-32 оказывается в разы эффективнее второй модели. 19 декабря 1939 года танк получает свое имя Т-34 и принимается на вооружение.
В марте 1940 года организуется еще один показ военной техники. На этот раз смотр производится в Москве. Маршал Кулик запрещает везти Т-34 на показ, поскольку танк не имеет установленного пробега. Чтобы набрать недостающие километры, Кошкин принимает решение отправиться в Москву своим ходом.
Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел Кошкин свое детище. Вместе с механиком они устраняли возникшие поломки, проверяя машину в суровых условиях. Показ в Москве стал определяющим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Кошкина.
Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По прибытии в Харьков Кошкин был срочно доставлен в больницу, но даже в таком состоянии Кошкин продолжал руководить доработкой Т-34. Болезнь обострилась, операция по удалению легкого не помогла. В сентябре 1940 года Михаил Ильич скончался.
Работы над танком продолжал А.А. Морозов. В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной.
*фото rgae.ru