Броня крепка: иностранные танки в Красной Армии
История появления самого массового английского танка военного периода крайне необычная. Первоначально такого танка в системе вооружении английской армии не было. Он стал инициативной разработкой Vickers-Armstrongs и ее главного конструктора Лесли Литтла. Сначала от проекта 16-тонного пехотного танка с двухместной башней английские военные отказались, но в апреле 1939 года снова обратили на него внимание. Военные неоднократно пытались изменить проект, но Литтл был непреклонен. Он оказался прав: любое «улучшение» подняло бы боевую массу. Это могло отразиться не только на скорости, и так невысокой, но и на надежности.
Танк приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.III. Более известное обозначение Valentine появилось ближе к осени 1941 года, когда английское Военное Министерство изменило систему танковых индексов. Так Infantry Tank Mk.III* стал Valentine II. Первый опытный образец Infantry Tank Mk.III оказался и первым серийным танком этого типа. Его построили в апреле 1940 года, а к концу лета Infantry Tank Mk.III производили на трех заводах. Достаточно простой и дешевый танк к началу 1941 года оказался самой массовой английской боевой машиной. Ее дебютом оказалась операция «Крестоносец» в ноябре 1941 года. Довольно быстро выяснилось, что Valentine не очень хорошо подходит для боев в пустыне. Там требовались скоростные боевые машины, а максимальная скорость Valentine составляла всего 26 км/ч.
Тем не менее, производство этих машин продолжалось. Весной 1942 года появился Valentine III с трехместной башней, а в конце 1942 года началось производство Valentine IX с более мощной 6-фунтовой пушкой. Правда, к тому времени английские военные разочаровались в танках данного типа. Весной 1943 года их постепенно стали заменять на «Шерманы» - американские средние танки M4 в английской комплектации. Тем не менее, английская армия использовала Valentine X и Valentine XI как командирские танки вплоть до весны 1945 года. Всего же было выпущено 8300 танков данного типа, включая мостоукладчики, а также САУ Bishop и Archer.
Не менее интересна история применения Valentine в Красной Армии.
У нас их называли «Валентин», либо Mk-III. Первые танки этого типа прибыли в Советский Союз в октябре 1941 года. Они оказались первыми танками зарубежного производства, которые применила Красная Армия. Случилось это в начале декабря 1941 года под Москвой. В общей сложности Советский Союз получил больше 3 тысяч танков семейства Valentine. Последние машины этого типа прибыли через Иран в сентябре 1944 года. Помимо танков английского производства, Красная Армия получила 1041 Valentine VI/VII канадского производства.
Так оказался неоднозначным. Английская концепция не подразумевала наличие у пушки осколочно-фугасного снаряда. Это сильно снижало эффективность борьбы с пехотой и легкими огневыми точками. Танк был тихоходным, но при этом средняя скорость, особенно на бездорожье, оказалась на уровне более быстрых машин. Существенным преимуществом была броня толщиной 60 мм, правда, к лету 1942 года ее оказалось недостаточно. Со второй половины 1943 года в Красную Армию стали поступать Valentine IX с -фунтовыми (57-мм) орудиями. Эта пушка оказалась равноценной 57-мм противотанковому орудию ЗИС-2 и было способно на дистанции в полкилометра пробить борт «Тигра». Правда, имелся и существенный недостаток: в виду установки нового орудия места для спаренного пулемета не нашлось. Несмотря на все проблемы, «Валентины» широко применялись различными частями до самого конца Великой Отечественной войны.
До наших дней на территории России сохранился всего один танк данного типа. Это Valentine II с регистрационным номером T.27543. Он был выпущен осенью 1941 года на заводе Metropolitan-Cammell, прибыл в Советский Союз в декабре того же года. 16 декабря его передали в состав 171-го отдельного танкового батальона, воевавшего на Калининском фронте. В ходе эксплуатации машина подверглась некоторым переделкам. На лобовые листы его корпуса наварили дополнительные бронелисты толщиной 30 мм, а по периметру башни приварены отбойники, предотвращавшие её заклинивания вражескими снарядами.
Судя по имеющейся фотографии, данная экранировка оказалась типовой для машин данной части. Летом 1943 года танк оказался на НИБТ Полигоне, где участвовал в различных испытаниях. Позже его передали в музей при полигоне, а теперь его можно увидеть в парке «Патриот». Он занимает почетное место в экспозиции, посвященной сражениям 1941 года, на площадке № 1 музейного комплекса.
* Материал и архивные фотографии представил историк бронетанковой техники Юрий Пашолок.